Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
пгт Санчурск Кировской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № от « » 2018 г |
|
УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ ДО «ЦДТ» пгт Санчурск Кировской области _________ И.О.директора Конева Г.Н. Приказ № « » 2018г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Домашняя академия»
Возраст детей -11– 16 лет
Срок реализации 1 года
|
Составитель: Колесникова Алевтина Александровна, педагог дополнительного образования
|
пгт Санчурск
2018 год
Пояснительная записка
Направленность программы — социально-педагогическая.
Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.
Программа объединения «Домашняя академия» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомится с кухней, умением вести хозяйство, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.
В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы и эти дети умели правильно организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Обучение
навыкам кулинарии является одним из приоритетных направлений в работе с детьми.
Занятия в объединении «Домашняя академия» позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У обучающихся формируются навыки в приготовлении национальных блюд и их эстетического оформления.
Программа курса включает материал, который вызывает познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению блюд.
Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.
Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.
Новизна
Отличительной особенностью программы является приобретение знания в области питания (детского, лечебного, национального и Т.П.) эстетики приема пищи, технологии обработки, переработки, хранения продуктов, рациональному, экономическому подбору блюд в будущей семье помогут решить одну сторону адаптации к самостоятельной жизни. А пока еще ребенок ходит в школу, живет с родителями, приобретенные на занятиях знания и навыки использует дома, помогая родителям или самостоятельно заниматься приготовлением блюд. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни.
Особенностью данной программы является то, что у детей появляется
возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны в дальнейшем.
Актуальность программы несомненна, так как она способствует подготовке обучающихся к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, приобщает к прекрасному, формирует условия для развития личности и её творческих способностей. Реализация данной программы способна претворить в жизнь мечту девочек иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошей, грамотной, аккуратной хозяйкой и доброй женой. Программа «Домашняя академия» дает возможность девочкам сделать первый шаг в осуществлении своей мечты, неоднократно проиграть различные бытовые ситуации, представить и полюбить свой будущий дом, мужа, детей, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности.
Педагогическая целесообразность данной программы для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Концепция программы
В основе программы лежит идея сочетания теории и практики.
Решение педагогических задач в программе «Домашняя академия» осуществляется в соответствии со следующими принципами:
Принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд;
Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать;
Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;
Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников.
Принцип самореализации предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий.
Цель программы: формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.
- задачи —
Обучающие:
- Обучить конкретным навыкам при работе с кухонным оборудованием;
- Углубить и расширить знания воспитанников о кулинарии;
- Ознакомление учащихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание кулинарных изделий и народных традиций;
- Формировать интерес к занятиям ведения домашнего хозяйства.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к продуктам питания;
- Воспитывать аккуратность;
- Воспитывать устойчивое стремление к достижению результата, целеустремленность, аккуратность, ответственность за выполнение начатого дела, чувство долга перед семьей и обществом;
- Формировать чувство самоконтроля и взаимопомощи.
Развивающие:
- Развивать творческие способности обучающихся;
- Развивать у детей фантазию, эстетический вкус;
- Развивать умение адаптироваться к действительности, умение предвидеть результаты свое работы, самостоятельность в преодолении трудностей.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы, от 11 до 16 лет, не требует предварительной подготовки, предполагает разновозрастной состав.
Сроки реализации программы – 1 год.
Формы занятий
Форма организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, работа по подгруппам.
Основными формами проведения занятий являются: - теория + практика, творческая работа, праздники.
Режим и продолжительность занятий
Для обучающихся занятия проводятся 4 часа в неделю (два раза по 2 часа). 144 часа в год.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
Должны знать |
Должны уметь |
ТБ при работе с остро-режущими предметами, кипящей жидкостью, электроприборами, санитарно-гигиенические требования. - что такое компоты, соление, квашение, маринование - что такое холодные блюда и закуски - первичную обработку овощей, тепловую обработку овощей - виды рыбы, мяса, птицы -первичную обработку рыбы, мяса, птицы. виды круп, сорта муки, разновидность яиц - виды овощей - виды соусов, приправ, пряностей. - виды фруктов и сухофруктов; - виды теста - разновидности кофе и чая - приборы для сервировки стола; правила сервировки - составление меню и расчёт калорий - подбор материала для изготовления поделок. - направление дизайна дома, квартиры. У них будут развиты: -творческие способности и эстетический вкус; -умение адаптироваться к действительности, умение предвидеть результаты свое работы, самостоятельность в преодолении трудностей; -опыт работы на кухне, умение владеть хозяйственными делами. |
- работать остро-режущими предметами, приготовления различных блюд - последовательно выполнять все функции консервирования - приготовить холодные блюда, закуски - выполнять приготовление различных супов - определять готовность готовых блюд из рыбы, мяса, птицы; - приготовить блюда из круп, творога, яиц, муки. -приготовить блюда из картофеля, овощей. - использовать приправы и пряности - готовить разнообразные виды тест - правильно приготовить чай, кофе - накрыть стол для закусок и десерта, для завтрака, для чаепития и основного блюда - оформлять интерьер дома, выращивать и размещать комнатные растения. - делать поделки для дома из различных материалов. - освоение комплексных упражнений и процедур, способствующих гармоничному развитию девочки - подростка. |
В итоге полученных знаний, ребёнок приобретает такие навыки:
- умения приготовления молочных, овощных и крупяных блюд, супов, изделий из разного теста и напитков;
- по оформлению интерьера дома и выращиванию комнатных растений;
- по освоению и применению комплексных процедур и упражнений, способствующих гармоничному развитию подростка;
- по приготовлению привычных и забытых блюд русской кухни;
- коллективного творчества.
Итогом реализации образовательной программы объединения «Домашняя академия», является организация и защита творческих вечеров.
Способы проверки ожидаемых результатов Методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы будут следующие: — педагогическое наблюдение;
— педагогический анализ результатов участия обучающихся в творческих вечерах, активности обучающихся на занятиях;
— педагогический мониторинг (анкетирование, диагностика личностного роста и продвижения),
- мониторинг образовательной деятельности (оформление фотоотчетов).
Виды контроля (вводный, промежуточный, итоговый)
Формы аттестации — Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий, а так же проводится контрольный урок в виде практического задания;
Итоговый – открытое занятие.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребёнка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытое занятие с приготовлением различных блюд и сервировкой стола является одной из форм итогового контроля.
Оценочные материалы — наблюдение, беседа, диагностическая таблица, практическая работа, дегустация.
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Вводный контроль |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их способностей |
Беседа, опрос, тестирование.
|
Промежуточный контроль |
||
В конце полугодия |
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
Праздник, творческие вечера, открытое занятие, презентация творческих работ, анкетирование |
Итоговый контроль |
||
В конце учебного года, курса обучения |
Определение изменения уровня развития детей, их способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Праздник, творческие вечера, презентация творческих работ, открытое занятие, коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
- нет задатков к хозяйственно – бытовой деятельности - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала -замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость |
- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость |
- есть задатки к хозяйственно – бытовой деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость |
Критерии уровня освоения обучающимися программы для итоговой аттестации
Низий куровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
|
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия - отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - низкая скорость решений - не принимает участия в коллективных делах |
- положительная мотивация к занятию вообще - увлеченность при выполнении отдельных поручений -испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений - не всегда принимает участия в коллективных делах |
-устойчивая мотивация
- активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать - творческий подход к выполнению всех заданий - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске - высокая скорость решений - всегда выполняют задания |
Формы подведения итогов реализации ДОП
Открытое занятие, творческие вечера, беседы с родителями и классными руководителями, коллективный анализ, коллективная рефлексия.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2. |
История искусства кулинарии |
8 |
6 |
14 |
2.1
2.2 2.3
2.4 |
Основые понятия: кулинария, рецепт, ремесло. Русская кухня. Праздники и традиционные блюда. Традиционные блюда разных народов мира. Узбекский плов. |
2 2 2 2 |
0 2 2 2 |
2 4 4 4 |
3. |
Культура питания |
13 |
13 |
26 |
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5 3.6
3.7 3.8 3.9 |
Пища и ее предназначение в жизни человека. Личная гигиена. Санитарно – гигиенические нормы. Оборудование, уход за кухонной и столовой посудой. Культура питания как составляющая здорового образа жизни. Основы лечебного питания. Способы обработки пищевых продуктов. Искусство сервировки. Этикет за столом. Культура поведения. |
1
1
2
2
1
2 2 1 1 |
1
1
2
2
1
2 2 1 1 |
2
2
4
4
2 4 4 2 2 |
4. |
Кулинария в быту |
35 |
35 |
70 |
4.1
4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7
4.8 4.9 4.10 |
Блюда и кулинарные изделия из черствого хлеба. Холодные блюда и закуски. Изделия из яиц и творога. Запеканки. Блюда из рыбы, мяса, птицы. Блюда и гарниры из овощей. Супы - важная составная часть обеда. Мучные изделия. Выпечка. Приготовление блюд из круп. Консервирование овощей, фруктов и ягод. |
2 5 2 3 3 5
3 5 3
4 |
2 5 2 3 3 5
3 5 3
4 |
4 10 4 6 6 10
6 10 6
8 |
5. |
Жилище. |
9 |
9 |
18 |
5.1 5.2 |
Дизайн и интерьер дома. Зеленый уголок. |
4 5 |
4 5 |
8 10 |
6. |
Красота и здоровье. |
5 |
7 |
12 |
6.1 6.2 6.3 |
Уход за собой. Домашний доктор. Праздничная выпечка пасхи. |
2 2 1 |
4 2 1 |
6 4 2 |
7. |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
2 |
|
итого |
72 |
72 |
144 |
Содержание программы
I раздел: «Вводное занятие» (2 часа)
Теория: ТБ в обращении с электричеством и при работе с электроприборами, правилами техники безопасности при проведении кулинарных работ, при работе с колющими и режущими предметами.
Практическая работа: Инструктажи. Нарезка хлеба, овощей и фруктов, колбасные изделия и сыр.
II раздел: «История искусства кулинарии» (14 часов)
Теория: Основные понятия: кулинария, рецепт, ремесло.
Об истории профессии. Богатство русской кухни. Первая русская книга по кулинарии. Творчество повара. Как достичь мастерства. Искусство гостеприимства. Праздники и традиционные блюда. Традиционные блюда разных народов мира.
Практическая работа: Русская кухня. Традиционные блюда: новогоднее оливье, выпечка в рождество, пасхальный кулич. Узбекский плов.
III раздел: « Культура питания» (26 часов)
Теория и практическая работа: Пища и ее предназначение в жизни человека.
Санитарно-гигиенические нормы. Оборудование кухни. Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства применяемые для посуды. Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, личной гигиене питания. Культура питания как составляющая здорового образа жизни. Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (косынка, фартук, колпак и т.д.). Хранение и обработка продуктов.
Лечебное питание.
Теория: Основные понятия: рациональное питание, диета. Цель диетического питания. Построение диетического питания на общих принципах рационального питания и его с балансирование по содержанию важнейших пищевых веществ. Характеристика диет №1,№2, №5. Основные приемы тепловой обработки, используемые в диетическом питании.
Практическая работа: Холодные диетические блюда, супы, вторые горячие блюда, сладкие блюда и напитки.
Искусство сервировки. Этикет за столом. Культура поведения.
Теория: Основные столовые приборы; правила сервировки стола к чаю, к завтраку; сервировка 1 и 2 блюда, сервировка горячего и холодного блюда. Беседа об этикете за столом.
Практическая работа: сервировка стола для завтрака, чайного стола, фуршетного стола. Отработка на практике правил поведения за столом.
IV раздел: «Кулинария в быту» (70 часов)
Блюда и кулинарные изделия из черствого хлеба.
Теория: Элементы экономного ведения хозяйства и рачительного использования черствого хлеба. Технология приготовления блюд: гренки жаренные к чаю, яичница с гренками, приготовление сухарей панировочных, гренок к бульону и т.д.
Холодные блюда и закуски.
Теория: Салаты, бутерброды, закуски из овощей, винегреты. Основные правила приготовления холодных блюд и закусок. Значение холодных блюд в питании человека. Подготовка продуктов для холодных блюд.
Декоративные свойства продуктов для украшения холодных блюд и закусок. Применение пластмассовых вилок и шпажек для канапе. Подача их к столу. Требования к качеству холодных блюд.
Практическая работа: Салат из картофеля и капусты; салат из свеклы с орехами; бутерброды закусочные, канапе, винегреты овощные с сельдью, с мясом.
Изделия из яиц и творога.
Теория: Значения молочных блюд. Изделия из творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц.
Практическая работа: Приготовление сырников, вареников ленивых и натурального омлета.
Запеканки.
Теория: Способы приготовления различных запеканок, рецепты запеканки из творога, макаронных изделий. Картофельная запеканка и тд.
Практическая работа: Приготовление картофельной запеканки . лапшенник, ворожник.
Блюда из рыбы, мяса, птицы.
Теория: Основные понятия: панирование, панировки, льезон, бефстроганов, рагу, гуляш, биточки. Основные правила приготовления рыбы, мяса, птицы. Виды мяса, способы определения качество мяса продуктов. Технология приготовления блюд и подача их к столу. Понятие о простых и сложных гарнирах к мясу.
Практическая работа: Свинина по-домашнему; чебуреки по-винницки; печенка куриная в сметанном соусе, форшмак из сельди, мойва с картофелем, запеченная по-русски.
Блюда и гарниры из овощей.
Теория: Основные понятия: пищевая ценность, витамины, карамелизация, пигменты-красящие вещества. Значение блюд и гарниров из овощей, их вкусовые питательные качества. Технология приготовления блюд из картофеля, овощей. Качество этих продуктов. Требование к качеству и оформлению блюд.
Практические работы: Голубцы ленивые, шницель из капусты, шницель из баклажанов, икра из свеклы, перец фаршированный овощами, картофель фри, лобио (фасоль) с орехами.
Супы - важная составная часть обеда.
Теория: Жидкие основы супов и их классификация. Значение супов в питании человека Бульоны, прозрачные супы и добавления к ним, борщи, рассольники, разные супы. Молочные супы. Требования к качеству. Основные правила приготовления супов с бобовыми с крупами и макаронными изделиями.
Практическая работа: Суп с гречкой, рассольник домашний, борщ с квашеной капустой, суп молочный с крупой, суп картофельный, суп полевой, суп картофельный с фрикадельками.
Мучные изделия. Выпечка.
Теория: Основные понятия: клейковина муки, пористость теста, кляр, разрыхлители.
Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков. Блины скороспелые. Технология выпечки блинов, оладий, блинчиков. Оборудование, инвентарь и посуда для замеса теста и выпечки блюнов, оладий к столу. Дрожжевое тесто, бездрожжевое тесто, начинки для пирогов. Технология приготовления изделий из простого теста, процессы происходящие при выпечки. Требование к качеству готовых изделий.
Практическая работа: Мучные кулинарные изделия, гренки с пшеничного хлеба, пирог домашний, блины сибирские скороспелые, оладьи на соде, пирожки, кекс, торт.
Приготовление блюд из круп.
Теория: Рациональное питание. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.
Практическая работа: Составление схем приготовления различных блюд.
Составление меню на день.Приготовление блюд из круп. Перечень блюд: пшенная каша, рисовая каша, манная каша и т.д
Консервирование овощей, фруктов и ягод.
Теория: Способы и последовательность консервирования овощей, фруктов, ягод (квашение, соление, пастеризация).
Практическая работа: консервирование капусты, кабачков, патиссонов, салат «ассорти»; яблочный кампот.
V раздел: «Жилище» (18 часов)
Теория: Дизайн и интерьер дома. Беседа о широком спектре знаний необходимых современной хозяйке. Как сделать дом уютным своими руками. Предметы декорирования, украшения и убранство в интерьере дома. Просмотр дизайнерских журналов.
Зеленый уголок – все о комнатных растениях. Правила выбора комнатных растений. Условия выращивания и разведения комнатных растений. Знакомство с наиболее распространёнными видами комнатных растений.
Практическая работа: Дизайн и интерьер дома. Выполняем творческие проекты современного интерьера дома или квартиры. Разрабатываем варианты расстановки мебели, освещения, цветового решения различных типов квартир и домов. Поделки своими руками.
Зеленый уголок . Подбор цветочных горшков, земли и подкормки в соответствии с видами комнатных растений. Высадка комнатных растений. Определение условий выращивания: свет, тепло, частота полива. Пересадка герани, фуксии, фиалки, кактуса, воскового плюща.
VI I раздел: «Красота и здоровье» (12 часов)
Красота и здоровье. Уход за собой.
Теория:Разговор о хороших привычках, об уходе за кожей лица, рук, ног. Определение понятия «красота».
Практическая работа: Разучивание упражнений для формирования правильной осанки и красивой фигуры. Изучение состояния волос: сухие волосы, жирные волосы, секущиеся концы, перхоть и применение на практике рекомендаций по оздоровлению волос. Учимся делать прически. Изучаем состояние ногтей, кожи рук и ног, применяем на практике ванночки, крема, оздоровительную гимнастику. Индивидуальный подбор лосьонов, кремов, шампуней и других косметических средств.
Домашний доктор.
Теорияи практическая работа: Медикаменты первой необходимости .Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах. Лекарственные растения на подоконнике и их применение: алоэ, каланхоэ и тд.
Практическая работа: Выпечка на пасху. Украшение стола. Выпечка пасхальных фигурок. Окраска яиц. Приготовление кулича.
VI I раздел: «Итоговое занятие» (2 часа).
Демонстрация детьми умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на правильную и быструю нарезку овощей, викторина, праздничный чай.
Методическое обеспечение
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Индивидуальная;
- Индивидуально-групповая;
- Работа в парах;
- Работа по подгруппам;
- Групповая;
- Коллективная.
Формы проведения занятий:
- Беседа;
- Обсуждение;
- Игра;
- Праздник;
- Открытое занятие;
- Творческий вечер;
- Презентация.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методические материалы — Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше будет запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна задач педагога – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Результативность занятий создаётся путём использования приёма взаимооценок, путём формирования здоровой конкуренции, а также за счёт воспитания личной ответственности ребёнка.
Создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Методы, используемые на занятиях
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.
При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала, коллективного выступления.
Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, экскурсии, привлечение в подготовке к праздникам, изготовлению блюд.
Проводимые по типу занятия: комбинированные, теоретические, практические, диагностические.
Условия реализации программы – для реализации программы необходимо:
Оборудование:
- Электроплита,
- Холодильник,
- Разделочный стол,
- Столовые столы (2 шт.)
- Мойка (2 шт.)
- Кухонные приборы,
- Столовые приборы.
- Стулья,
- Доска,
- Кухонные шкафы.
Материалы: Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи родителей.
Формы подведения итогов по темам (разделам) или годам обучения
- Открытое занятие;
- Мастер - класс;
- Выступление коллектива;
- Коллективный анализ выступлений;
- Коллективная рефлексия;
- Диагностика;
- Анкетирование;
- Творческие вечера.
Список литературы
1) Ляховская Л.П. - Секреты домашнего кондитера (1993)
2) Румянцев П.И. – 100 рецептов из курицы (1989)
3) Резникова А. – Низкокалорийные салаты (2007)
4) Ярош А.В. – Грибы на вашем столе (1991)
5) Подборка журналов – «Рецепты на бис» нижний Новгород, 2014, «Люблю готовить», «Золотые рецепты», «Как украсить дом».
6) Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.
7) 7. Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996.
8) Секреты моей бабушки «Запекаем в духовке» Издательство «Мир книги» 2007.
Интернетресурсы:
http://webspoon.ru/groups/prazdnichnye-zakuski
http://gotovim-doma.ru/view.php?g=2
http://kedem.ru/recipe/bakery/