Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Обобщение опыта работы
Добавил: kollega-01 09 марта 2018 01:33

Муниципальное казенное образовательное учреждение   дополнительного образования «Центр детского творчества»

пгт Санчурск Кировской области

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования А.А.Колесниковой. Объединение «Экомир».

Тема: « Экологическое образование и воспитание»

Содержание
1. Введение 
2. Экологическое образование и воспитание                                                                       

3. Работа объединения «Экомир»

4. Презентация.
5. Заключение

Введение

Внешкольное воспитание учащихся важное звено системы образования и непременное условие успешного осуществления комплексного подхода к нему.
Одна из главных задач дополнительного образования – помочь школе дать детям прочные знания, воспитывать всесторонне развитую, творческую личность, отвлечь их от улицы. Очень важно, что кроме образовательного, занятия в студиях и кружках имеют профориентационное значение. Наряду с расширением кругозора и пополнения запаса знаний, приобретением новых умений и навыков, школьники получают представление о той или иной профессии.

Многообразные формы и средства дополнительного образования воспитывают детей и подростков в духе коллективизма и товарищества, растят из них людей честных, трудолюбивых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, видящих перед собой цели и умеющих их ставить, готовых преодолевать трудности, профориентированных на определенные профессии.

Экологическое образование и воспитание

( Ягодин Г.А.) Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

«Любовь к природе, как впрочем, и

 всякая человеческая любовь, несомненно,

закладывается в нас с детства».

И.С. Соколов-Микитов

Работа объединения «Экомир»

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

В МКОУ ДО «Центр детского творчества» пгт Санчурск  с 2015 года ведет свою работу объединение «Экомир» по программе естественно – научной направленности.

У детей, занимающихся в объединении, формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Учащиеся получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
         Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

  Задачи   программы:

* обучающие:

- дать обучающимся  знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;

-расширить экологический и общий кругозор обучающимся;        

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности.

*развивающие:

-способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы:

-помочь осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;

-способствовать самоопределению обучающихся в построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;

 -новым  инновационным  инструментарием  способствовать сформированию  чувства любви, разносторонне-ценностного, бережного  и уважительного  отношение к Природе;

-способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

* воспитательные:

-показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;

-воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы;

-формировать ответственность за свои поступки.

                                                                                                                                     

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Для эффективного решения задач экологического воспитания и  достижения ожидаемых результатов я использую следующие  виды  деятельности:

1. Учебное сотрудничество - коллективная дискуссия, обсуждение, работа в парах, малых группах;

2. Игровая деятельность – ролевая игра, ситуационная игра, игра по правилам, образно - ролевая игра. 

3. Творческая деятельность –

выставки, защита проектов, конкурсы, акции.

4. Трудовая деятельность –

участие в общественно-полезном труде,  трудовые десанты, экологические акции.

5. Исследовательская деятельность –

наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, мини-опыты.              

Формы занятий

Ведущей формой организации занятий является - групповая. Занятия необходимо проводить со всем составом объединения, например: лекции, беседы, походы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальная форма ведения занятий (дополнительно по необходимости)

При реализации программы используются следующие методы:

 -  Репродуктивный

 -  Метод проблемного изложения

 -  Поисковый метод

 -  Эвристический

Реализация курса достигается через теоретические и практические занятия. В рамках программы проводим теоретическую подготовку, решение тестовых заданий, экологических ситуаций.

 

Деятельность в  объединении разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты с растениями, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ, используют полученные знания в декоративно-прикладном искусстве.

В детском объединении естественно - научной  направленности «Экомир», ребята учатся жить в единстве с природой, учатся экологически целесообразному образу жизни. От пристального внимания к природе, возникает и развивается любовь к Родине, к своему краю, к родной земле. Вот почему очень важно, чтобы дети получили специальные знания, умения и навыки, которые они смогли бы применить и реализовать на протяжении всей жизни.

 

Во время организации и проведения образовательно – воспитательного процесса проведены тематические занятия и мероприятия: КВН «Земля – наш общий дом», экологическая сказка «Портреты грибов», устный журнал «Мы – друзья природы», беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем», игра – путешествие «На лесной поляне», КВН «Земля большая свалка», деловая игра «Экологическая тропа», конкурс – викторина «Чудо природы».  и др.                                                                           

Силами учащихся объединения проводятся экологические акции, трудовые десанты и экологические операции: акция «Чистая земля»,  операция «Зелёный посёлок», операция «Чистый посёлок», трудовой десант «Чистый парк», акция «Пернатый друг», операция «Покормите птиц зимой», операция «Цветущий кабинет» и др.

 Так же проводятся тематические экскурсии: экскурсия в городской парк «Сезонные изменения в природе», экскурсия на пришкольный участок,  экскурсия в музей,  экскурсия в природу с беседой «Шёпот природы», экскурсия на реку « Правила безопасного поведения у водоёма», прогулка по окрестностям поселка «Человек и окружающая среда»,  экскурсия на мини-ферму для «Ушастиков» и др.

За время работы объединения было создано несколько презентаций: «Красная книга», «Чудо – лекари», «Обитатели реки Большая Кокшага», «Растения  наших лесов», «Лесные жители», «Сказки о животных», «Вода – источник жизни на земле».

 Были сделаны экологические проекты: проект «Чистая земля», мини-проект «Аленький цветочек», фото-проект «Бой мусору», фото – проект «Красота родного края», проект «Первоцвет», мини-проект «Река - Кокшага», проект «Лес – причина пожара»,  проект «Моё дерево» и др.

В объединении ведет свою работу творческая мастерская «Лесные фантазии», ребята с интересом делают различные поделки, коллажи из природного и бросового материала, рисуют на тему «Братья наши меньшие», сочиняют стихи, рассказы, сказки о животных, растениях и о красоте  родного края. (Наши сочинения можно почитать на сайте МКОУ ДО «ЦДТ» пгт Санчурск в выпусках газеты «Экологический вестник» в рубрике «Проба пера»)

 Юные экологи приняли активное участие в различных конкурсах и имеют следущие результаты:

 2015 год

  Колесников Денис - диплом 2 место Всероссийский творческий конкурс «Рассударики», работа «Стихи о родном крае»,  диплом 2 степени Всероссийский дистанционный конкурс «Золотая рыбка», работа «Газета «Экологический вестник».

Районный экологический конкурс «Вода – источник жизни»: Пахмутова Ольга - грамота 1место, Христолюбова Анастасия -грамота  2место, Сапарова Виктория - грамота  3место.

Христолюбова Анастасия – диплом 1 степени 1 Всероссийский конкурс для детей и подростков «Умные и талантливые», работа «На лесной поляне».

2016 год

Христолюбова Анастасия – диплом 1 степени Международный творческий конкурс «ВТаланте», работа «Лесные жители».

Павлова Юлия - диплом 1 место Международный конкурс «Мой успех», работа «Мой четвероногий друг».

Краснощекова Надежда - диплом 1 место Международный конкурс «Мой успех», работа « Красота родного края» номинация: «Проект».

Районный экологический конкурс «Лесные Фантазии»: Ешеева Наталья -грамота  1 место, Новоселов Алексей - грамота 2 место, Яранцев Александр – грамота 3место.

Районный экологический конкурс «Удод – птица 2016 года» - Сапарова Виктория диплом 2 место, Петунин Никита и Лебедева Екатерина благодарственные письма.

Всероссийский конкурс «Мои фантазии»: Христолюбова Анастасия -диплом 1 место, работа «Река Большая Кокшага», Сапарова Виктория - диплом 2 место, работа «Деревенька моя».

Районный заочный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» 10 учащихся сертификаты участника и благодарственные письма.

Колесников Денис – Благодарственное письмо, районный этап областного конкурса практических природоохранных проектов.

2017 год

Районный экологический конкурс «Путешествие по Красной книге» - 21 участник, Гордеева Татьяна - диплом призер 2 место.

Районный экологический конкурс «Лесные Фантазии»: Петунина Анастасия – грамота 1место, Васенина Дарья - грамота 2 место, Прозоров Георгий – грамота 3 место.

Районный экологический конкурс «Буроголовая гаичка – птица 2017 года»:

Яранцева Марина – диплом призер 2 место; 9 учащихся дипломы участника.

Учащиеся объединения «Экомир»  выпускают газету «Экологический вестник»

29 марта 2018 года

№25

 

Рубрики:

 

Новости…

 

  • Великие поэты о природе.

 

  • Ø Это интересно…

 

  • Проба пера.

 

  • Природа родного края.

 

Заключение

В заключении хочется отметить, что природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Просмотры (4497)  Комментарии (0)  Форум (Общие)
Зарегистрированный
Анонимно