Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
пгт Санчурск Кировской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол № от « » 2017 г |
|
УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ ДО «ЦДТ» пгт Санчурск Кировской области _________ З.М.Немихина Приказ № « » 2017г |
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Наш театр»
Возраст детей -11– 14 лет
Срок реализации 3 года
|
Составитель: Колесникова Алевтина Александровна, педагог дополнительного образования
|
пгт Санчурск
2017 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Наш театр» имеет социально-педагогическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности в форме театральной студии.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать духовно-нравственную и творческую личность.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Наш театр» опирается на понимание театрализованной деятельности как органического синтеза художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредоточение в себе средств выразительности, имеющихся в арсенале отдельных искусств, что способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данной программы для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано», становится очевидной.
В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра.
Цель программы: формирование высоких духовно-нравственных качеств и эстетики поведения средствами театрального искусства.
Задачи:
Обучающие
1) познакомить обучающихся с элементами сценической грамоты;
2) выработать практические навыки выразительного чтения;
3) познакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
4) создать условия для саморазвития и развития личности ребёнка, выявления его творческого потенциала средствами театральной педагогики;
5) формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
6) раскрывать творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей.
Развивающие
1) развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, воображение, эмоциональную отзывчивость;
2) помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость»;
3) развивать фантазию, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства;
4) развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства;
5) развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;
6) развивать чувство ритма и координацию движения;
7) развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
Воспитательные
1) совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту;
2) воспитывать культуру поведения в театре;
3) воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы, от 11 до 14 лет.
Сроки реализации программы – 3 года.
Формы занятий
Форма организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, работа по подгруппам.
Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, репетиции, концерты, отчет, спектакль.
Режим и продолжительность занятий
Для обучающихся всех трех лет обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа).
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- историю возникновения театрального искусства;
- профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка»;
- правила зрительского этикета;
- наизусть пять скороговорок;
- наизусть 3-5 произведений русского фольклора;
должны уметь:
- владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг);
- сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира;
- действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»;
- видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека;
- определять замысел, сценическую задачу этюда;
- показать индивидуальный этюд на предложенную тему;
- анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей;
- коллективно выполнять задания;
У них будут развиты:
- творческие способности, речевая и сценическая культура, эмоциональная отзывчивость, умение отстаивать своё мнение;
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов; самостоятельно мышление;
- воображение, творческая активность, фантазия, метафоричность;
- ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми, т.е. развиты коммуникативные навыки;
К концу второго года обучения учащиеся
должны знать:
- виды театрального искусства;
- устройство театра;
- театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий»;
- 7-10 скороговорок;
- 3-5 стихотворений отечественных и зарубежных авторов;
Должны уметь:
- поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно;
- выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале;
- выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира;
- выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся;
- передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела;
- использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память;
- точно соблюдать авторский текст;
- анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла;
У них будут развиты:
- зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;
- свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация);
- умение анализировать, давать оценку;
- самостоятельность в создании новых оригинальных образов;
- чувство ритма и координация движения;
К концу третьего года обучения учащиеся
должны знать:
- историю развития театрального искусства;
- специфику театральных жанров;
- театральную терминологию: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность»;
- Законы логического построения речи;
- правила орфоэпии, применять их в работе с текстом;
- наизусть 10-15 скороговорок;
- наизусть 2-3 стихотворения, отрывок из драматического произведения, прозы;
должны уметь:
- самостоятельно работать над голосовым аппаратом;
- производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста;
- владеть пластическим тренингом;
- настраивать на работу весь психофизический аппарат;
- действовать в «предлагаемых обстоятельствах»;
- различать компоненты актерской выразительности;
- раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
- определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене;
- выстраивать мизансцены;
- применять полученные навыки в работе над образом;
- свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.
У них будут развиты:
- дикция, дыхание и артикуляция;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа.
Способы проверки ожидаемых результатов
Методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы будут следующие:
— педагогическое наблюдение;
— педагогический анализ результатов участия воспитанников в мероприятиях (концертах, спектаклях), активности обучающихся на занятиях;
— педагогический мониторинг (анкетирование, диагностика личностного роста и продвижения),
- мониторинг образовательной деятельности (оформление фотоотчетов).
Виды контроля (вводный, промежуточный, итоговый)
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Вводный контроль |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их творческих способностей |
Беседа, опрос, тестирование.
|
Промежуточный контроль |
||
В конце полугодия |
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
Концерт, праздник, творческая работа, открытое занятие, презентация творческих работ, анкетирование |
Итоговый контроль |
||
В конце учебного года, курса обучения |
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Праздник, концерт, презентация творческих работ, открытое занятие, коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
.
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала -замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость |
- наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость |
- есть задатки к театрально-исполнительской деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость |
Критерии уровня освоения обучающимися программы для итоговой аттестации
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия - отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений - кривляется и смеётся во время исполнения этюдов |
- положительная мотивация к занятию вообще - увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений - видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре |
- устойчивая мотивация именно к театральному творчеству - активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения - умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске - высокая скорость решений - всегда выполняют задания |
|
Формы подведения итогов реализации ДОП
- открытое занятие,
- выступления сольные,
- выступление коллектива,
- беседы с родителями и классными руководителями,
- коллективный анализ выступлений,
- коллективная рефлексия.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2 |
Основы театральной культуры |
15 |
5 |
20 |
2.1 2.2
2.3 2.4 2.5
2.6 2.7
2.8
2.9 2.10 2.11 2.12 |
Что такое театр. Чем отличается театр от других видов искусств. С чего зародился театр. Какие виды театров существуют. Кто создаёт театральные полотна (спектакли). Технические средства сцены. Оформление сцены. Театральные декорации. Нормы поведения на сцене и в зрительном зале. Театральные профессии. Театральный костюм. Основы грима. Музыкальное оформление. |
1 1
1 1 1
1 1
2
1 2 2 1 |
1
3
1 |
|
3 |
Сценическоедвижение |
3 |
14 |
17 |
3.1
3.2
3.3 |
Основы сценического движения и пластики. Тренинг на психофизику, снятие мышечного зажима. Театральные трюки. |
1
1
1 |
4
6
4 |
|
4 |
Культура и техника речи |
12 |
22 |
34 |
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 |
Речевая гимнастика (артикуляция) Упражнения на дыхание Дикционный тренинг. Постановка речевого голоса. Выразительное чтение (одиночное, групповое) Конференс. Монолог, диалог. Театр приходит на урок |
1 1 1 1 1
2 1 4 |
3 2 2 3 3
2 3 4 |
|
5 |
Основы актерского мастерства |
12 |
23 |
35 |
5.1
5.2 5.3 5.4
5.5 5.6 5.7 5.8 5.9
5.10 |
Упражнения на внимание, фантазию, воображение. Упражнение на беспредметное действие. Упражнение на заданное действие. Упражнения на воображаемые обстоятельства «Если бы». Работа с партнером. Сценический образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. Исходное событие, конфликтная ситуация, финал. Мизансцена. |
2
1 1 1
2 1 1 1 1
1 |
3
3 3 3
3 2 2 1 2
1 |
|
6. |
Рождение спектакля |
8 |
28 |
36 |
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5 |
Знакомство с пьесой – чтение по ролям. Деление на логические отрывки. Работа над образом - обсуждение героев, их характеров, внешности. Отработка сцен спектакля этюдным методом, подбор музыки, разучивание песен и танцев. Сводная часть спектакля, подбор костюмов к образам. Генеральные прогоны. Показ спектакля. |
1
1
1
1
4 |
5
5
4
6
8 |
|
|
Итого |
51 |
93 |
144 |
2 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2 |
Основы театральной культуры |
10 |
7 |
17 |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 |
Виды театрального искусства Театральное закулисье Театр и зритель История русского театра 18 -19 в. Итоговое занятие |
2 2 3 2 1 |
1 1 3 1 1 |
|
3 |
Культура и техника речи |
9 |
19 |
28 |
3.1 3.2
3.3 3.4 |
Речевой тренинг Работа над литературно-художественным произведением Театр приходит на урок Итоговое занятие |
1 3
4 1 |
4 8
6 1 |
|
4 |
Ритмопластика |
7 |
11 |
18 |
4.1 4.2 4.3 4.4 |
Пластический тренинг Пластический образ персонажа Элементы танцевальных движений Итоговое занятие |
1 1 4 1 |
3 2 5 1
|
|
5 |
Актерское мастерство |
9 |
12 |
21 |
5.1
5.2 5.3 5.4
|
Организация внимания, воображения, памяти Сценическое действие Творческая мастерская Итоговое занятие |
2
3 3 1 |
3
4 4 1 |
|
6. |
Рождение спектакля |
21 |
37 |
58 |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 |
Выбор и анализ пьесы Тема, сверхзадача, событийный ряд Анализ пьесы по событиям Работа над отдельными эпизодами Закрепление мизансцен Выразительность речи, мимики, жестов Изготовление реквизита, декораций Прогонные и генеральные репетиции Показ и обсуждение спектакля |
1 1 1 4 4 2 2 2 4 |
5 2 2 5 4 4 5 2 8
|
|
|
Итого |
57 |
87 |
144 |
3 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2 |
Основы театральной культуры |
20 |
7 |
27 |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
Театр Итальянского Возрождения. Театр Шекспира. История русского театра 19-20 век. Театральные жанры. Театр и зритель. Итоговое занятие. |
2 2 2 2 3 1 |
1 1 1 1 2 1 |
|
3 |
Культура и техника речи |
10 |
17 |
27 |
3.1 3.2
3.3 3.4 |
Речевой тренинг Работа над литературно-художественным произведением Театр приходит на урок Итоговое занятие |
1 2
6 1 |
4 6
6 1 |
|
4 |
Ритмопластика |
6 |
12 |
18 |
4.1 4.2 4.3 4.4 |
Пластический тренинг Пластический образ персонажа Сценическое движение Итоговое занятие |
2 1 2 1 |
3 2 6 1 |
|
5 |
Актерское мастерство |
8 |
13 |
21 |
5.1
5.2 5.3 5.4 |
Организация внимания, воображения, памяти Сценическое действие Самостоятельная творческая работа Итоговое занятие |
2
2 3 1 |
3
3 6 1 |
|
6 |
Рождение спектакля |
19 |
30 |
49 |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7
|
Выбор и анализ пьесы Углублённый анализ событий Работа над отдельными эпизодами Изготовление декораций, костюмов Репетиции отдельных картин Прогонные и генеральные репетиции Показ и обсуждение спектакля |
1 1 1 4 4 4 4 |
4 3 3 4 4 4 8 |
|
|
Итого |
64 |
80 |
144 |
Содержание программы
1 год обучения
I раздел: «Вводное занятие» (2 часа)
Знакомство с коллективом (игра «Снежный ком»). Правила поведения на занятиях. Знакомство с инструкциями по охране труда, противопожарной безопасности учащихся. Инструктаж по ПДД. Выявление уровня и объема знаний о театре. Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.
Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
II раздел: «Основы театральной культуры» (20 часов)
Теория: Что такое театр. Чем отличается театр от других видов искусств. С чего зародился театр. Какие виды театров существуют. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).Технические средства сцены. Оформление сцены. Театральные декорации. Нормы поведения на сцене и в зрительном зале. Театральные профессии. Театральный костюм. Основы грима. Музыкальное оформление.
Практическая работа: Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни», «Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».Формы: экскурсии, игры, этюды, беседы, презентации.
III раздел: «Сценическое движение» (17 часов)
Теория: Основы сценического движения и пластики. Техника безопасности.
Практическая работа: Тренинг на психофизику, снятие мышечного зажима. Театральные трюки.
Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
IV раздел: «Культура и техника речи» (34 часа)
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Уделяется внимание играм со словом, развивающим связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы; происходит работа над тембром, темпом речи.
Театральная постановка некоторых литературных произведений в соответствии со школьной программой по литературе 5- 7 классы.
V раздел: «Основы актёрского мастерства» (35 часов)
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа:
Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
Упражнения на внимание, фантазию, воображение. Упражнение на беспредметное действие. Упражнение на заданное действие. Упражнения на воображаемые обстоятельства «Если бы». Работа с партнером. Сценический образ. Внутренний монолог. Задача и сверхзадача. Исходное событие, конфликтная ситуация, финал. Мизансцена.
VI раздел: «Рождение спектакля» (36 часов)
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа:
Выбор пьесы. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизационным текстом. Создание декораций, костюмов, постановка танцев (для отдельных эпизодов).Переход к тексту пьесы, работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин и репетиция всего спектакля. Премьера спектакля и обсуждение его со зрителями.
2 год обучения
I раздел: « Вводное занятие» (2 часа)
Итоги 1 года обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Требования к знаниям и умениям. График занятий и репетиций.
Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности.
II раздел: «Основы театральной культуры» (17 часов)
Теория: История возникновения театра. Профессиональная терминология, культура восприятия искусства.
Виды театрального искусства. Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол. Особенности и история развития. Лучшие театральные постановки. Самые знаменитые театры мира.
Театральное закулисье. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Театр и зритель. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ театральной постановки. Театральная гостиная.
История русского театра.18 век.- начало 19 века. Театр 18 века – начала 19 века. Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры. Особенности репертуара. Драматургия. Известные русские актеры.
Практическая работа:
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
III раздел: «Культура и техника речи» (28 часов)
Теория: Работа над литературно-художественным текстом. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста. Басня. Стихотворение. Отрывок из художественного произведения.
1. Речевой тренинг. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Диапазон голоса. Выразительность речи. Орфоэпия.
Практическая работа: Речевой тренинг (игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти. Речевая гимнастика (тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон). Скороговорки.
IV раздел: «Ритмопластика» (18 часов)
Теория: Освобождение мышц, снятие зажимов, развитие пластичности.
Практическая работа: Упражнения («Я – мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и др.), пластические импровизации (на заданную тему).
Пластический тренинг. Разминка, настройка, релаксация, расслабление - напряжение. Внимание. Воображение. Ритмичность. Пластика. Работа над пластическим образом персонажа. Музыка и движение. Элементы танцевальных движений. Народный танец. Современный эстрадный танец. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа.
V раздел: « Актерское мастерство» (21 час)
Теория: Освоение навыков актерского мастерства.
Практическая работа: Организация внимания, воображения, памяти. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.
Сценическое действие. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. 11 способов словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными. Упражнения и ролевые игры. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. Работа над индивидуальностью.
Творческая мастерская. Театрализованное представление. Особенности написания сценария. Работа над театрализованным представлением. Музыкальное и сценическое оформление. Общение со зрительным залом.
VI раздел: «Рождение спектакля» (58 часов)
Теория:
Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа:
Выбор и анализ пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Тема, сверхзадача, событийный ряд. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
Анализ пьесы по событиям. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
Закрепление мизансцен. Репетиции в сценической выгородке. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Выразительность речи, мимики, жестов. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
Изготовление реквизита, декораций. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.
Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома.
3 год обучения
I раздел: « Вводное занятие» (2 часа)
Итоги 2 года обучения. План работы на год. Требования к знаниям и умениям. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
II раздел: «Основы театральной культуры» (27 часов)
Теория: Театр итальянского Возрождения. История развития. Драматургия.
Театр Шекспира. Английский театр. История развития. Устройство сцены. Драматургия.
История русского театра.19-20 век. Рождение МХАТ. Станиславский. Немирович-Данченко. Творческий путь Вахтангова. Советское театральное искусство.
Театральные жанры. Трагедия. Комедия. Драма.
Театр и зритель. Лучшие театральные постановки. Культура зрительского восприятия. Просмотр и обсуждение спектакля.
Практическая работа: Разыгрывание сценок, импровизации в различных театральных жанрах. Подготовка этюдов. Просмотр видеофильмов.
III раздел: «Культура и техника речи» (27 часов)
Теория: Речевой тренинг. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса.
Работа над литературно-художественным текстом. Словесное действие. Логика строения текста. Работа над драматургическим отрывком. Самостоятельная творческая работа.
Практическая работа: Этюды на удерживание устойчивости внимания. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
IV раздел: «Ритмопластика» (18 часов)
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Пластический тренинг. Разминка. Релаксация.
Рождение пластического образа. Пластический этюд.
Сценическое движение. Сценическое падение.
Практическая работа: Работа над разминкой плечевого пояса. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину. Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног.
V раздел: « Актерское мастерство» (21 час)
Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Организация внимания, воображения, памяти. Актерский тренинг. Внимание и воображение. Психологический жест. Импровизация.
Сценическое действие. Общение. Логика межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности. Параметры общения. Характер персонажа. Работа над ролью в спектакле. Характер и характерность. Рисунок роли. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
Самостоятельная творческая работа. Выбор отрывка. Этюдные пробы. Показ и анализ работы. Применение полученных знаний в создании характера сценического образа. Поиск средств органичности и выразительности. Музыкальное и световое оформление отрывка.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом или «Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
VI раздел: «Рождение спектакля» (49 часов)
Теория и практическая работа:
Выбор и анализ пьесы. Работа “за столом”. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Углубленный анализ событий. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя». Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения. Определение целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Работа над отдельными эпизодами. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
Изготовление декораций, костюмов, музыкального оформления. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.
Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций. Репетиции в сценической выгородке. Закрепление мизансцен.
Прогонные и генеральные репетиции. Репетиции как творческий процесс. Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Показ и обсуждение спектакля. Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома.
Методическое обеспечение
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Индивидуальная;
- Индивидуально-групповая;
- Работа в парах;
- Работа по подгруппам;
- Групповая;
- Коллективная.
Формы проведения занятий:
- Беседа;
- Обсуждение;
- Игра;
- Сказка;
- Концерт;
- Праздник;
- Открытое занятие;
- Спектакль;
- Презентация.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение эскизов, создание реквизита и костюмов; выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам творчества и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала, коллективного выступления. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения эскизов декораций, костюмов, изделий атрибутики для спектаклей, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выступления на концертах, праздниках, спектаклях.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Проводимые по типу занятия: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, репетиционные.
Дидактический материал
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала имеются наглядные пособия следующих видов:
ü картинно-динамические (иллюстрации, фотоматериалы),
ü смешанные (видеозаписи),
ü звуковые (аудиозаписи, фонограммы, музыкальная фонотека),
ü дидактические пособия (карточки для заданий),
ü тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
Техническое оснащение занятий:
ü помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки;
ü элементы театральной декорации, костюмы;
ü аудио-установка (магнитофон);
ü компьютер, проектор, экран, диски.
Формы подведения итогов по темам (разделам) или годам обучения
- Открытое занятие;
- Выступления сольные;
- Выступление коллектива;
- Коллективный анализ выступлений;
- Коллективная рефлексия;
- Диагностика;
- Анкетирование;
- Праздничные мероприятия, концерты.
Перечень постановочных спектаклей по годам обучения
5 класс
Сказка «Царевна лягушка» (1 четверть);
Чехов А.П. пьеса «Хирургия» (2 четверть);
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» (3 четверть);
Зарубежная литература: Г.Х.Андерсен «Снежная королева» (4 четверть).
6 класс
Обрядовый фольклёр: Крылов И.А. басня «Осёл и соловей»
(1 четверть);
Чехов А.П. «Толстый и тонкий» (2 четверть);
Рассказы Шукшина: «Чудик» (3 четверть);
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (4 четверть).
7 класс
Пушкин А.С. драматургия «Борис Годунов», сцена «В Чудовом
монастыре» (1 четверть)
Чехов А.П. «Хамелеон» (2 четверть);
М. Горький «Старуха Изергиль» легенда о Данко (3 четверть);
Бунин И.А. рассказ «Цифры» (3 четверть);
Рассказ О. Генри «Дары волхвов» (4 четверть).
Список литературы
Литература для педагога
- Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2002.
- Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
- Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.
- Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
- А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
- Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос, 2001
- Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок, аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы.
Литература для обучающихся
1. Сказка «Царевна лягушка»
2. Чехов А.П. «Хирургия», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
3. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»
4. Андерсен Г.Х . «Снежная королева»
5. Крылов И.А. «Осёл и соловей»
6. Шукшин В., рассказы «Чудик» и др
7. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
8. Пушкин А.С. «Борис Годунов»
9. Максим Горький «Старуха Изергиль»
10. Бунин И.А. «Цифры»
11. О. Генри «Дары волхвов».