Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
пгт Санчурск Кировской области
СОГЛАСОВАНО Председатель Координационного совета интеграционного взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей по организации внеурочной деятельности обучающихся Санчурского района _____________Е.Ю. Пахмутова Решение № ___ от «____»_______ 2017 |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск
_______В.В.Пахмутова Приказ № ____ от «_____»______ 2017 |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ ДО «ЦДТ» пгт Санчурск Кировской области
________З.М.Немихина Приказ № ____ от «_____»________2017 |
Адаптированная дополнительная
общеразвивающая программа
«Кукольный театр «Золотой ключик»
Возраст детей -8– 12 лет
Срок реализации 2 года
|
Составитель: Колесникова Алевтина Александровна, педагог дополнительного образования
|
пгт Санчурск
2017 год
Пояснительная записка
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит – до школы ребенок не получил квалифицированную коррекционную поддержку. В создаваемых новых условиях возможным стало решать проблемы, связанные с воспитанием, обучением и профилизацией детей с особенностями развития.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Золотой ключик» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность,реализуется в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности, составлена для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна данной адаптированной дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что одним из методов, используемых для оказания помощи детям с ОВЗ, при ее реализации является метод арттерапии.
Метод арттерапии:
- создает положительный эмоциональный настрой ребенка;
- снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления;
- способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков;
- дает возможность учащемуся выражать свои чувства в социально приемлемой форме;
- способствует развитию коммуникативных навыков;
- повышает уровень адаптации ребенка к жизни в обществе.
Арт-терапевтические занятия в кукольном театре на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к воспитаннику помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, сочиняет, конструирует. Продукты художественного творчества выявляют все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Поэтому невербальные средства творческого самовыражения часто являются единственно возможными для отражения и прояснения сильных переживаний.
Актуальность данной адаптированной дополнительной общеразвивающей программы базируется на современных требованиях к развитию дополнительного образования детей по созданию условий для позитивной социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, имеющих нарушения интеллекта.
Эффективность познания ребенка с ограниченными возможностями теснейшим образом связано с его эмоционально-волевыми процессами, а также социальной сферой ребенка и в известной мере обусловлена ими. Социальная сфера имеет для такого ребенка во многом решающее значение, так как он занимает в обществе определенное место и находится в постоянном процессе общения с окружающими людьми.
Для детей с ограниченными возможностями обучение навыкам общения представляет еще большую значимость, чем для обычных детей. В младшем дошкольном возрасте ведущим является эмоциональное общение, затем оно сменяется предметно-деловым и, наконец, речевым общением.
Чем старше ребенок становится, тем больше в его общении доминируют социальные мотивы – контакты со взрослыми и сверстниками, желание самоутвердиться, а также появляется в поведении морально-нравственная мотивация. Однако у детей с ограниченными возможностями этого зачастую не происходит, особенно, если ограничение способностей касается интеллектуальной сферы ребенка.
Дети с ограниченными возможностями плохо понимают чужую речь. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих ощущений, нужд.
Репертуар их мимических, пантомимических действий крайне ограничен, возможность улавливать и дифференцировать эмоции собеседника, далеки от нормы. Известно, что само по себе накопление новых слов и выражений не ведет к заметному улучшению активной лексики таких детей. Их пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый, неустойчивый интерес к окружающему тормозят процесс активизации диалогической речи.
Всевышесказанное заставило задуматься о средствах стимуляции навыков общения у детей с ограниченными возможностями.
Игра для ребенка – самый простой и естественный способ побуждения к общению.
Сегодня, когда родители не имеют возможности не только играть, но и просто побеседовать с ребенком, остро встает вопрос об организации игровой деятельности детей. Особенно остро это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети не только не могут самостоятельно организовать игру, но они еще и пассивны в общении, не могут правильно оценить ситуацию, адекватно действовать в ней. Все это, как правило, осложняется речевой патологией.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям,способствует формированию эмоционально положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что вся работа кукольного театра в целом направлена на комплексное развитие ребенка, которое включает:
- развитие крупной и мелкой моторики рук и выработку правильной осанки;
- развитие пространственно-временной координации;
- развитие артикулярного аппарата;
- развитие слухо-моторной координации (согласованное соединение движения и речи);
- эмоциональное развитие;
- развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;
- развитие коммуникативной сферы.
Занятия в студии кукольного театра дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и создающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности – он более уверенно чувствует себя в работе за компьютером, улучшается почерк.
Таким образом, эти занятия оказывают положительное воздействие не только на коррекцию психомоторных функций, но также на общее развитие.
Цель программы - социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе средствами кукольного театра
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся кратко с историей возникновения детского театра.
- Способствовать формированию правил зрительского этикета; познавательных и творческих интересов.
- Активизировать посредствам искусства потенциальные возможности учащихся, их творческие проявления.
- Учить диалоговому чтению.
- Учить выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение.
- Учить работать организованно, в коллективе
Развивающие:
- Развивать у детей наблюдательность, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь.
- Развить интерес к истории различных видов искусства, театра.
- Создать условия для развития творческой активности детей.
- Воспитывать у детей художественный вкус.
Воспитательные:
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, целеустремленность.
- Воспитывать положительные черты характера: доброту, честность, трудолюбие, вежливость, ответственность.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Коррекционные:
- Развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
- Развитие вербального воображения, произвольного внимания;
- Способствовать восстановлению эмоционально-волевого равновесия.
- Способствовать коррекции коммуникативных процессов.
- Развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.
Отличительной особенностью данной программы является то, что кукольные спектакли, которые обучающиеся будут готовить на занятиях, тесно связаны со школьной программой. Показ их на уроках – один из элементов интеграции общего и дополнительного образования.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, от 8 до 12 лет.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения – 72 часа; 2 год обучения – 72 часа.
Формы занятий
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в музей, репетиции, концерты, отчет, спектакль.
Форма организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, работа по подгруппам.
Режим и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Количество часов в год составляет 72 часа.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- краткую историювозникновения детского театра;
- правила зрительского этикета;
- наизусть одну скороговороку;
Учащиесядолжныуметь:
- сочинять сказку по кругу (коллективно);
- владеть диалоговым чтением;
- выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
- работать организованно, в коллективе;
- освоят с учетом индивидуальных возможностей детей, технику вождения куклы.
У них будут развиты и скорректированы:
- позитивное эмоциональное отношение к кукольному театру как к источнику приятных впечатлений;
- мотивационные устремления ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
- психологические качества: наблюдательность, внимание, восприятие;
- эмоционально-волевое равновесие, поведение,социально-адаптивные способности.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- историювозникновениядетского театра;
- правила зрительского этикета;
- наизусть 1-2 скороговороки;
Учащиесядолжныуметь:
- сочинять сказку по кругу (коллективно);
- владеть диалоговым чтением;
- выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
- работать организованно, в коллективе;
У них будут развиты и скорректированы:
- навыки работы над голосом (речевой тренинг);
- интерес к истории различных видов театра;
- мотивационные устремления ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
- психологические качества: наблюдательность, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь;
- развита речь и скорректированы некоторые её нарушения;
- общая и мелкая моторика, пространственная ориентировка;
- эмоционально-волевое равновесие;
- сформированыаккуратность, самостоятельность, целеустремленность;
- скорректировано поведение,социально-адаптивные способности.
Также личностными результатами освоения детьми программы будут:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности.
Способы проверки ожидаемых результатов
Методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы будут следующие:
— педагогическое наблюдение;
— педагогический анализ результатов участия воспитанников в мероприятиях (концертах, спектаклях), активности обучающихся на занятиях;
— педагогический мониторинг (анкетирование, диагностика личностного роста и продвижения),
- мониторинг образовательной деятельности (оформление фотоотчетов).
Формы подведения итогов реализации ДОП
- открытое занятие,
- выступления сольные,
- выступление коллектива,
- коллективный анализ выступлений,
- коллективная рефлексия.
Виды контроля (входной, текущий,промежуточный, итоговый)
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Входной контроль |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их творческих способностей |
Беседа, опрос |
Текущий контроль |
||
В течение всего учебного года |
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. |
Педагогическое наблюдение, опрос |
Промежуточный контроль |
||
В конце полугодия. |
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
Концерт, праздник, творческая работа, презентация творческих работ, анкетирование |
Итоговый контроль |
||
В конце учебного года, курса обучения |
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Праздник, концерт, презентация творческих работ, открытое занятие, коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, анкетирование |
.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Способы и формывыявления результатов |
Способы и формыфиксации результатов |
Способы и формыпредъявления результатов |
Беседа, опрос, наблюдение Прослушивание на репетициях Праздничные мероприятия Концерты Открытые и итоговые занятия Анализ мероприятий Диагностические игры Анализ выполнения программ Анализ приобретенных навыков общения Самооценка учащихся
|
Грамоты Диплом Спектакли Видеозапись Фото Отзывы (детей и родителей) Статьи в прессе Портфолио |
Конкурсы Фестивали Праздники Спектакли Концерты Открытые занятия Портфолио
|
Учебно – тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количествочасов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2 |
Виды театральных кукол |
1 |
1 |
2 |
3 |
Работа над текстом спектакля |
2 |
4 |
6 |
4 |
Культура и техника речи, упражнения на развитие свободы речевого дыхания. |
2 |
4 |
6 |
5 |
Кукловедение, обучение управлению перчаточными куклами. |
2 |
6 |
8 |
6 |
Обучение соединению действия куклы со словами роли. |
2 |
5 |
7 |
7 |
Выбор музыкального сопровождения. |
1 |
2 |
3 |
8 |
Монтировочные репетиции |
2 |
4 |
6 |
9 |
Генеральные репетиции |
2 |
2 |
4 |
10 |
Занятия сценическим движением |
2 |
4 |
6 |
11 |
Занятие по развитию творческого воображения. |
1 |
6 |
7 |
12 |
Отработка четкой дикции и правильной артикуляции |
1 |
6 |
7 |
13 |
Инсценировка стихотворения |
1 |
2 |
3 |
14 |
Выразительное чтение считалок, техника речи. |
1 |
2 |
3 |
15 |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
2 |
|
Итого |
22 |
50 |
72 |
2 год обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем
|
Количествочасов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
2 |
2 |
Упражнения и этюды с куклами. |
2 |
2 |
4 |
3 |
Работа с тканью. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа с бумагой. |
1 |
2 |
3 |
5 |
Занятия по развитию творческого воображения. |
2 |
4 |
6 |
6 |
Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам. |
4 |
6 |
10 |
7 |
Выбор сказки для постановки спектакля. Работа над постановкой спектакля |
1 |
6 |
7 |
8 |
Изготовление кукол: пальчиковые куклы. |
2 |
4 |
6 |
9 |
Изготовление масок. |
2 |
2 |
4 |
10 |
Занятия сценической речью и сценическими движениям. |
2 |
4 |
6 |
11 |
Техника вождения пальчиковой куклы. |
2 |
2 |
4 |
12 |
Изготовление декораций. |
2 |
2 |
4 |
13 |
Музыкальное сопровождение. |
1 |
2 |
3 |
14 |
Монтировочные репетиции, прогоны. |
2 |
4 |
6 |
15 |
Генеральные репетиции. Выступление |
2 |
2 |
4 |
|
Итого |
27 |
45 |
72 |
Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с программой. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей.
Виды театральных кукол (2 часа)
Теория: Происхождение куклы. Виды кукол.Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
Практика: Элементы кукловождения, игры на песке, пальчиковые игры, игры с куклами.
Работа над текстом спектакля (6 часов)
Теория:Выбор сказки.Знакомство и работа с текстом.Чтение, обсуждение, анализ произведения.
Практика:Работа над сценарием.Чтение текста руководителем. Чтение по цепочке. Обсуждение героев сказки. Чтение по ролям.Выделение главных героев. Определение количества действующих лиц в пьесе. Отработка чтения каждой роли. Отработка умения вживаться в образ.
Культура и техника речи, упражнения на развитие свободы речевого дыхания (6 часов)
Теория:Интонация, артикуляция, логическое ударение, темп, ударение. Выразительность, пауза. Дикция, речевая моторика.Артикуляционные упражнения.
Практика: Разучивание скороговорок.Составление новых скороговорок.
Упражнения на снятие телесных зажимов.Упражнения на мышечное освобождение.Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).Упражнения на владение интонацией.
Кукловедение, обучение управлению пальчиковыми куклами(8 часов)
Теория:Разучивание ролей, отработка чтения каждой роли за столом, кукловождение за столом, за ширмой. Движение кукол в различных ритмах. Особенности работы кукловода.Понятие о разнообразии движений различных частей кукол.
Практика: Кукловождение. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.Распределение ролей. Репетиции.
Обучение соединению действия куклы со словами роли (7 часов)
Теория:Знание основ построения кукольных спектаклей.Кукла на грядке, в глубине сцены. Работа куклы с предметом, со зрителем.Соединение действия куклы со словами роли.Обучение разговору за куклу.
Практика: Работа куклы с предметом, со зрителем. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.Чтение по ролям. Тренировка произносить текст от имени героев. Заучивание и выразительное чтение ролей. Умение вживаться в свою роль. Передача настроения, чувств персонажа.
Выбор музыкального сопровождения (3 часа)
Теория:Прослушивание различных музыкальных произведений. Различение по характеру произведений: грустный, веселый, спокойный.
Практика: Подбор произведений к героям сказки.
Монтировочные репетиции (6 часов)
Теория:Ведение куклы, выбор голоса и интонации, обучение диалоговой речи.
Практика: Проигрывание своих ролей, работа над диалоговой речью, работа над интонацией, работа над сценическими движениями.Упражнения для развития мелкой моторики.
Генеральные репетиции (4 часа)
Теория:Повторение текста по ролям.
Практика: Работа над оформлением.Прогон спектакля.Генеральная репетиция спектакля. Показ спектакля в школе перед учителем и одноклассниками.
Занятия сценическим движением (6 часов)
Теория:Первичные навыки сценического движения, манипуляций с куклами. Обучение созданию образов с помощью жестов, мимики.
Практика: Разминка для тела, простые движения на развитие координации движения, тренировка музыкальности и ритмичности, исправление дефектов осанки, походки.
Занятие по развитию творческого воображения (7 часов)
Теория:Обучение умению рассказывать по представлению. Описывание животного, птицы или сказочного персонажа.
Практика:Выбор понравившихся картинок из журналов, открыток. Вырезание отдельных частей. Наклеивание на бумагу.
Отработка четкой дикции и правильной артикуляции (7 часов)
Теория:Отработка дикции, речи и правильной артикуляции. Сценическая декламация.
Практика: Четкое чтение: ясно проговаривая звуки в словах, не глотая окончания, соблюдая правила дыхания; определение логического ударения, пауз; представление себя на месте персонажа, читая за “него” и почему именно так.Артикуляционные упражнения, чтение чистоговорок, проговаривание скороговорок.
Инсценировка стихотворения (3 часа)
Теория:Работа со стихами Чуковского.
Практика:Выразительное чтение, разбор по ролям, чтение по ролям. Изготовление костюмов и реквизита. Инсценировка.
Выразительное чтение считалок, техника речи (3 часа)
Теория:Работа над скороговорками, считалками. Выразительное чтение, соблюдая все знаки препинания, и работа над интонацией.
Практика: Обучение детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
Итоговое занятие (2 часа)
Теория:Презентация «Театральная жизнь».Роль в спектакле, законы сцены.
Практика:Показ спектакля «Советы здоровья»
2 год обучения
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с программой объединения. Техника безопасности при организации занятий. Определение уровня подготовленности детей.
Упражнения и этюды с куклами (4 часа)
Теория:Понятие этюда, разновидности сценических этюдов. Жест, мимика, пластика. Разучивание упражнений и этюдов.Кукла оживает, кукла пляшет, кукла здоровается, кукла плачет, кукла идет, кукла прыгает, кукла красуется,кукла бегает, кукла прячется, поклон.
Практика: Индивидуальные и коллективные этюды.Этюды на осязание.Этюды превращения.Этюды движения.Этюды на воображение.Ситуативные этюды.Этюды на подражание.Действие и подражание.Этюды превращения.Упражнения на развитие мелкой моторики.
Работа с тканью (3 часа)
Теория:Техника работы с тканью, выкройки, сшивка элементов. Формирование умения правильной работы с иглой, соблюдая технику безопасности.
Практика:Практические упражнения, работа с иглой: шов вперед иголку и обметочный шов, работа в группах
Работа с бумагой (3 часа)
Теория: Знакомство с техникой создания мультфильма. Что такое эскиз.
Практика: Создание мультфильма по сюжетам на бумаге, выполнение эскизов. Выполнение простого эскиза пальчиковой куклы.
Занятия по развитию творческого воображения (6 часов)
Теория:Знакомство с волшебными превращениями. Работа над речью, воображением и памятью. Формирование навыка пересказывать услышанное, фантазировать на определенную тему.
Практика:Работа над словом. Чтение стихов. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков. Творческая работа с картинками и пазлами.
Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по народным мотивам и сюжетам (10 часов)
Теория:Знакомство с русскими народными сказками, сказками других народов, рассказами, баснями и т.д..
Практика:Чтение русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, басен, потешек, небылиц, былей. Просмотр детских художественных фильмов.
Выбор сказки для постановки спектакля. Работа над постановкой (7 часов)
Теория: Выбор пьесы.Чтение пьесы, ее обсуждение, распределение ролей.Чтение по ролям, анализ. Ведение куклы, выбор голоса и интонации, обучение диалоговой речи.
Практика:Работа над ролью. Работа с куклой. Работа над мизансценами. Взаимозаменяемость, импровизация.
Изготовление кукол: пальчиковые куклы (6 часов)
Теория:Технология изготовления куклы.Освоение навыков работы с куклой в детском кукольном коллективе.
Практика: Изготовление кукол к спектаклям.Работа с куклой над ширмой.
Изготовление масок (4 часа)
Теория:Знакомство с историей возникновения масок, маскарадов.
Практика: Выполнение масок по готовым шаблонам на картоне, изготовление масок в технике папье-маше. Роспись масок.
Занятия сценической речью и сценическими движениям (6 часов)
Теория:Интонация, артикуляция, логическое ударение, темп, ударение. Выразительность, пауза.Дикция, речевая моторика.Разучивание скороговорок.Составление новых скороговорок.
Практика: Артикуляционные упражнения.Упражнения на резонирование.Упражнения на снятие телесных зажимов.Упражнения на мышечное освобождение.Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды).Упражнения на владение интонацией. Разминка для тела, простые движения на развитие координации движения, исправление дефектов осанки, походки.
Техника вождения пальчиковой куклы (4 часа)
Теория:Освоение техники вождения и приобретение навыка работы с пальчиковыми куклами.
Практика: Игровые практические действия.Диалог героев. Вождение куклы.Упражнения на ширме, отработка походки
Изготовление декораций (4 часа)
Теория:Знакомство с понятиями: декорация, реквизит, сценический костюм, сценические эффекты.
Практика:Изготовление декораций и бутафории.
Музыкальное сопровождение (3 часа)
Теория:Знакомство и прослушивание различных музыкальных произведений. Различение по характеру произведений: грустный, веселый, спокойный.
Практика:Подбор музыкальных произведений к героям сказки.Подбор музыки, звуковых эффектов, шумов к спектаклю. Запись музыки.
Монтировочные репетиции, прогоны (6 часов)
Теория: Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки. Упражнения для обработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Вождение куклы. Упражнения на ширме, отработка походки
Практика: Проигрывание своих ролей, работа над диалоговой речью, работа над интонацией, работа над сценическими движениями.Упражнения для развития мелкой моторики.
Генеральные репетиции. Выступление (4 часа)
Теория:Презентация «Театральная жизнь». Беседа, репетиция, выступление.
Практика:Показ спектакля «Теремок»
Методическое обеспечение
Формы занятий,планируемых по каждому разделу
Формыпроведениязанятий:
- беседа;
- обсуждение;
- занятие – игра;
- сказка;
- игра сюжетно – ролевая;
- концерт;
- праздник;
- открытое занятие;
- спектакль;
- презентация.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Индивидуальная;
- Индивидуально-групповая;
- Работа в парах;
- Работа по подгруппам;
- Групповая;
- Коллективная.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение эскизов, создание риквизита и костюмов; выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам творчества и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала, коллективного выступления. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения эскизов декораций, костюмов, изделий атрибутики для спектаклей, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выступления на концертах, праздниках, спектаклях.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами самостоятельной творческой работы).
Проводимые по типу занятия: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, репетиционные.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение:
— учебный кабинет, оформленный в соответствии с содержанием программы и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы и инструменты:
— материал для изготовления кукол
— краски,
- цветные карандаши,
- фломастеры,
- бумага для рисунков
- цветная бумага,
- картон,
-клей,
-ножницы
Дидактическое обеспечение курса:
- иллюстрацииразныхвидовкукол,
- пальчиковые, перчаточные и другие куклы,
- инструкциипоизготовлениюкукол
Оборудование:
- ширма,
- пальчиковые, перчаточные и другие куклы
- сценарии спектаклей, этюдов, сценок
Формы подведения итогов по темам (разделам)
- открытое занятие;
- выступления сольные;
- выступление коллектива;
- коллективный анализ выступлений;
- коллективная рефлексия;
- диагностика;
- анкетирование;
- праздничные мероприятия, концерты.
Перечень постановок по годам обучения
1 год обучения:
- Репка.
- Рукавичка.
- Как лиса волка судила.
- Колобок.
- Кот, петух и лиса.
- Курочка Ряба.
- Теремок.
8. Советы здоровья.
2 год обучения:
- Три медведя.
- Три поросёнка.
- Волчья песня.
- Зайкина избушка.
- Как медведь трубку курил.
- Гуси-лебеди.
- Теремок.
8. Откуда у ежа иголки.
Список литературы
Литература для педагога
- Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2002.
- Верникова Л.М. Открываем театральный сезон: Пед.общество России. М., 2003.
- Ершова А.П. Актёрская грамота – подросткам. – М.: Просвещение, 1994.
- Запорожец Т. Логика сценической речи: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа, 2003.
- А.М.Нахимовский. Театральное действо от А до Я. М., Аркти. 2002.
- Э.Г.Чуринова. Методика и организация театрализованной деятельности. М.,Владос, 2001
- Журналы, энциклопедии, альбомы по театральному искусству, диски, записи спектаклей, сказок, аудиозаписи исполнителей стихотворений, прозы.
Литература для обучающихся
СКАЗКИ:
- Три медведя.
- Три поросёнка.
- Волчья песня.
- Зайкина избушка.
- Как медведь трубку курил.
- Гуси-лебеди.
- Теремок.
- Откуда у ежа иголки.